Главные новости

4 октября 2019 Вышли комментарии Моисея Фурщика о том, с чем связан бурный рост индустриальных парков, в свежем номере журнала «Деловая репутация»

4 октября 2019 ММТП совместно с ФОК и московскими художниками создали гигантское панно «Врата в Арктику»

3 октября 2019 Компания «Финансовый и организационный консалтинг» и ООО «ДИАНЕЖ-Р» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития индустрии туризма

1 октября 2019 На форуме «Евразийская неделя» обсудили перспективы расширения экономических аспектов гуманитарного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза

26 сентября 2019 Компания ФОК принимает участие в крупнейшем международном деловом форуме на пространстве ЕАЭС – Евразийской неделе

24 сентября 2019 Проект Компании ФОК по благоустройству получит финансирование из бюджета Красноярского края

Все новости

Первая тройка

04.06.2008

Особые экономические зоны портового типа в России будут созданы в аэропортах Емельяново в Красноярске и Ульяновск-Восточный в Ульяновске, а также в морском порту «Советская гавань» в Хабаровском крае. Такое решение приняла специальная комиссия по отбору заявок при Минэкономразвития.

Чиновники выбирали из 17 заявок, однако победителями пока стали только три. Как отмечается в официальном пресс-релизе ведомства, Емельяново, недавно выделенный из состава авиакомпании «Красноярские авиалинии», получило право на особый статус из-за развитой инфраструктуры, способной принимать воздушные суда всех типов, заправочного комплекса мощностью 400 тыс. тонн топлива в год, грузового терминала мощностью 85 тыс. тонн груза в год и авиационно-технической базы. Создание зоны на базе этого аэропорта позволит превратить его в крупный стыковочный узел на маршрутах из Европы в Азию и обратно. Суммарная величина общих инвестиционных вложений в создание портовой зоны в Красноярском крае составит около 25 млрд рублей. Из них почти 13% – средства федерального бюджета, более 15% – краевого. Остальное – средства самих резидентов портовой особой экономической зоны – около 18 млрд рублей. В числе прогнозируемых результатов создания портовой особой экономической зоны в Красноярске – увеличение к 2020 году объемов перевозимых грузов в 16 раз (с 50 до 798 тыс. тонн в год), создание около 9 тыс. новых рабочих мест. «Такое решение правительственных организаций станет мощным стимулом для дальнейшего развития проекта создания Красноярского международного мультимодального транспортного узла, который курируют администрация Красноярского края, входящая в группу компаний «Волга-Днепр» авиакомпания AirBridgeCargo (АВС) и альянс AiRUnion. Кроме того, создание особой экономической зоны в аэропорту Красноярска — это хороший толчок для социально-экономического развития всего региона», – подчеркивалось сегодня в официальном сообщении авиакомпании KrasAir.

Среди преимуществ Ульяновска-Восточного комиссия отметила длинную взлетно-посадочную полосу (5,1 км), способную принимать воздушные суда всех типов, и современное светосигнальное оборудование. Помимо увеличения грузооборота, считают чиновники, создание портовой зоны в Ульяновске будет способствовать широкому использованию и развитию потенциала авиаремонтного комплекса предприятий города. Общая площадь зоны составит 642 га. Инвестиции государства в развитие необходимой инфраструктуры составят 7 млрд рублей до 2020 года, половину из которых выделит Ульяновская область. На эти средства, в частности, будут расширены подъездные пути автомобильного и железнодорожного транспорта, модернизирована аэропортовая инфраструктура (рулежные дорожки, навигационное оборудование и т. п.), сети водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения. Для покрытия потребности в электроэнергии предполагается строительство тепловой электростанции мощностью 40 МВт. «К 2020 году прогнозный объем услуг технического обслуживания и ремонта воздушных судов на территории ПОЭЗ «Волга-АвиаКарго» составит около 1400 тыс. нормо-часов, прогнозный объем перевалки грузов — около 170 тыс. тонн. Мощность сборочного производства сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500 составит 800 самолетов в год. Предполагается, что производство выйдет на проектную мощность к 2012 году, а первый самолет будет собран уже в 2009 году», — сообщил руководитель департамента инфраструктурных проектов ФОК Дмитрий Саввин. Интерес к участию в проекте в качестве резидентов проявили, в частности, компании «Волга-Днепр», ETIRC Aviation S.a.r.l., «Авиастар-СП» и РОСТЭК.

Высокая оценка заявки Хабаровского края обусловлена выгодным географическим положением морского порта: восточная оконечность Байкало-Амурской магистрали. Создание ПОЭЗ на базе морского порта «Советская гавань» будет способствовать развитию проектов по ремонту судов и рыбопереработке. По информации чиновника из правительства Хабаровского края, общий объем инвестиций на создание зоны в будущих ценах составит 105,5 млрд рублей, из которых около 9 млрд будут выделены федеральным, региональным и местным бюджетами на создание необходимой транспортной и инженерной инфраструктуры, а 6 млрд рублей инфраструктурных инвестиций будут профинансированы из внебюджетных источников. Планируется, что создание портовой зоны в «Совгавани» обеспечит стремительное развитие Ванино – Советско-гаванского транспортного узла. В формируемой особой экономической зоне приоритетное развитие получат проекты стивидорных компаний, специализирующихся на перевалке железорудной продукции, контейнерных и прочих генеральных грузов. Особое внимание будет уделено развитию судоремонта, что является отличительной особенностью концепции.

Две из трех победивших заявок – от Хабаровского края и Ульяновской области – в качестве консультанта администраций регионов готовило ООО «Финансовый и организационный консалтинг». Как отметил исполнительный директор ФОК Моисей Фурщик, курировавший подготовку обеих заявок, их характерной чертой стал отказ от концентрации усилий лишь на росте грузоперевозок. «Включение в проекты крупной судоремонтной компоненты и проработка других видов портовой деятельности позволила создать более комплексные и интересные концепции, обеспечить относительно высокие экономические эффекты и значительное число рабочих мест, поддержать развитие технологичных отраслей», — уточнил он причины успеха заявок.

Большинство представленных на конкурс заявок по морским портам также получили высокие оценки экспертов. Но их не приняли из-за необходимости дополнительной проработки заявителями вопросов, связанных с оценкой реальных потребностей для создания внешней инфраструктуры зон (железных и автомобильных дорог, объектов энергоснабжения, возможного углубления акваторий), а также решения вопросов статуса земельных участков, включаемых в территорию предполагаемых зон. Время у желающих есть до осени – новый конкурс даст возможность участвовавшим заявителям подать доработанные заявки. Среди таких регионов – Москва (создание особой аэропортовой зоны в Шереметьево), Амурская область (аэропорт Благовещенска) и Чечня (аэропорт Грозного). К участию в конкурсе также были допущены заявки на развитие морских портов в Мурманске, Находке (Приморский край), на Камчатке, в Ейске, порту Оля (Астраханская область). Также ПОЭЗ могут быть созданы в Улан-Удэ, Екатеринбурге, Уфе и Ивановской областях. Всего заявки поступали от 14 регионов страны на создание шести аэропортовых зон, восьми зон на базе морских и трех – на базе речных портов.

Комментарий эксперта

Александр Осин

главный экономист УК "Финам Менеджмент"

Нельзя сказать, что решения комиссии были ожидаемые, особенно в части Ульяновска и Красноярска. Предварительно казалось, что приоритет будет отдан морским портам, которые также нуждаются в развитии. Поэтому решение Минэкономразвития все-таки выглядит интересным. «Советская гавань» изначально рассматривалась как наиболее вероятный претендент на победу, так как, с одной стороны, правительство ориентировано на развитие Дальнего Востока, с другой – создание в Хабаровском крае портовой зоны вполне вписывается в тренд по развитию ремонтной базы для судов, действующих на Тихом океане, а также дает стимул для обеления рыбной отрасли. Ульяновск – развитие авиаремонтного потенциала. Тоже в тренде возрождения отечественного авиастроения. По сути, Ульяновск получил шанс на развитие в качестве мощной авиаремонтной базы. Красноярску дали шанс стать хабом – за этот статус он давно конкурирует с теми же Новосибирском и Омском. Статус зоны позволит Емельяново получить преимущества и, возможно, в перспективе стать лидером по транзитному пассажиро— и грузообороту в Сибири.

 

текст статьи


Архив